Что такое мониторы в музыке
Перейти к содержимому

Что такое мониторы в музыке

  • автор:

Мониторы в музыке на концерте: что это такое и зачем они нужны

Мониторы в музыке играют важную роль на концертах, обеспечивая исполнителям качественное воспроизведение звуков и возможность слышать себя на сцене. Они помогают музыкантам настроиться на нужную высоту, отслеживать темп и звучание музыки, и позволяют им находиться в гармонии с остальными участниками команды.

Мониторы в музыке работают по принципу обратной связи. Они устанавливаются перед музыкантами на сцене и направлены на них. Основная цель монитора — передать музыкантам то звучание, которое слышат зрители. При этом, каждый музыкант может настроить свой монитор, чтобы он подчеркивал нужные частоты и инструменты, а также регулировать громкость по своему усмотрению.

Мониторы в музыке на концерте имеют различные формы и размеры, в зависимости от потребностей музыкальной группы. Они могут быть как отдельными колонками, так и встроенными в конструкцию сцены. Важно отметить, что качество монитора является критическим фактором для удовлетворяющего исполнения и достижения желаемого звука.

Влияние мониторов на концерте

Мониторы, или ин-эар системы, играют важную роль в формировании звучания на концерте. Они представляют собой наушники, которые используются музыкантами для того, чтобы слышать себя и других участников коллектива на сцене.

Основная функция мониторов заключается в том, чтобы дать музыкантам возможность контролировать звук, который они создают в реальном времени. Каждый музыкант может регулировать уровень громкости и баланс инструментов в своих мониторах, чтобы услышать себя и других членов группы точно так, как им нужно.

Мониторы позволяют музыкантам исправлять ошибки, настраиваться на нужное звучание и обеспечивать более комфортное выступление на сцене. Они также помогают избежать отражений и помех, которые могут возникать при использовании обычных наушников.

Влияние мониторов на концерте нельзя недооценивать. Они влияют на творческий процесс музыкантов, их эмоциональное состояние и выполнение музыкального материала. К счастью, современные технологии позволяют использовать мониторы высокого качества, которые обеспечивают четкое и точное звучание на сцене.

  • Мониторы помогают музыкантам слышать свой звук и согласовываться с остальными участниками группы.
  • Они позволяют регулировать уровни громкости и баланс инструментов, чтобы достичь нужного звучания.
  • Мониторы обеспечивают более комфортное и точное выступление на сцене.
  • Они помогают избежать отражений и помех, которые могут возникать при использовании обычных наушников.
  • Влияние мониторов на концерте важно как для музыкантов, так и для зрителей, которые получают максимальное удовольствие от качественного звука.

Итак, мониторы играют важную роль в музыке на концерте, обеспечивая музыкантам удобство и контроль над звучанием. Без них было бы гораздо сложнее достичь желаемого звучания и создать незабываемое выступление для слушателей.

Роль мониторов в музыке

Мониторы помогают улучшить качество исполнения и создать более сбалансированный звуковой образ выступления. Они дают музыкантам возможность слышать себя, контролировать интонацию, а также отслеживать динамику своей игры и взаимодействовать с другими участниками группы.

Работа мониторов в музыке основана на принципе обратной связи. Когда музыкант играет на сцене, звук его инструмента поступает в микрофон, затем проходит через аудио микшер и направляется на мониторы. Таким образом, музыкант услышит свою игру через мониторы с небольшой задержкой, что позволяет ему контролировать свои действия на сцене и оптимально адаптироваться к общему звуковому полотну.

Каждый музыкант может самостоятельно управлять звучанием мониторов. Во время концертов звукооператоры настроят уровни громкости и баланса звука на основе индивидуальных предпочтений каждого исполнителя.

Важно отметить, что качество мониторного звука имеет прямое влияние на выступление музыкантов. Если звук слишком громкий или искаженный, это может повлиять на динамику выступления и качество исполнения. Поэтому качественные мониторы и правильная настройка звучания – факторы успеха на концерте.

Как работают мониторы

Для этого используются специальные мониторные колонки, которые устанавливаются на сцене и направляются напрямую на музыкантов. Это позволяет артистам услышать все инструменты и вокал на сцене в реальном времени и своевременно реагировать на любые изменения в музыке.

Мониторы обеспечивают индивидуальную настройку звука для каждого исполнителя, поэтому каждый музыкант может услышать свою музыку так, как ему удобно. Они могут изменять громкость звука, баланс инструментов и даже добавлять эффекты, чтобы создать оптимальные условия для выступления.

Важно отметить, что работа с мониторами требует определенных навыков и опыта. Звукоинженеры на концерте отвечают за поддержание и настройку мониторов во время выступления. Использование мониторов позволяет артистам концентрироваться на музыке и ощущать себя комфортно на сцене.

В итоге, благодаря работе мониторов, музыканты могут представить свое искусство в лучшем свете, а зрители получают наслаждение от качественного звучания и неповторимой атмосферы концерта.

Основные типы мониторов

Существует несколько разных типов мониторов, используемых на концертах и других музыкальных мероприятиях. Каждый тип имеет свои особенности и предназначен для определенных целей.

1. Подмониторы

Подмониторы, или ин-эар мониторы, являются одним из самых популярных типов мониторов. Они представляют собой наушники, которые надеваются на уши музыкантов и позволяют им слышать музыку и вокал в реальном времени. Подмониторы обладают хорошей изоляцией от окружающих звуков и позволяют музыкантам настроить звуковую сцену для самых комфортных условий игры на сцене.

2. Флурмониторы

Флурмониторы, или складные мониторы, представляют собой мониторы, которые располагаются на сцене около музыканта. Они обеспечивают звуковое покрытие для исполнителей на сцене и позволяют им слышать себя и других музыкантов. Флурмониторы удобны в использовании и могут быть перемещены по сцене в зависимости от потребностей выступления.

3. Сценические мониторы

Сценические мониторы, или мониторы напольного типа, находятся на сцене и предназначены для предоставления звукового обеспечения музыкантам. Они обладают возможностью регулировки высоты и угла наклона, чтобы обеспечить оптимальное звуковое покрытие для каждого музыканта. Сценические мониторы обычно располагаются вблизи каждого музыканта, чтобы они могли легко слышать как свой инструмент, так и другие звуки.

4. Видеомониторы

Видеомониторы используются для отображения видеоизображений и текстовой информации во время выступлений. Они могут использоваться для показа клипов, текстов песен, а также для отображения музыкальных инструментов и эффектов. Видеомониторы играют важную роль в создании атмосферы на сцене и обеспечивают визуальную поддержку для музыкантов и зрителей.

Каждый из этих типов мониторов имеет свои преимущества и недостатки, и выбор определенного типа зависит от индивидуальных потребностей конкретного выступления. Важно правильно настроить и использовать мониторы, чтобы обеспечить музыкантам комфортные условия игры на сцене и качественное звуковое воспроизведение.

Выбор мониторов для концерта

У мониторов должны быть определенные характеристики, чтобы артисты могли услышать себя и других музыкантов в реальном времени. Основные критерии для выбора мониторов включают:

Качество звука Мониторы должны обеспечивать четкое воспроизведение звука с минимальными искажениями.
Мощность Мониторы должны быть достаточно мощными, чтобы преодолеть громкий звук сцены.
Направленность Мониторы должны иметь возможность направить звук непосредственно в сторону артиста.
Регулировка Мониторы должны иметь регулируемые параметры для адаптации к индивидуальным предпочтениям каждого артиста.
Надежность Мониторы должны быть надежными и долговечными, чтобы прослужить долгое время без поломок.

Важно выбирать мониторы, которые подходят к стилю музыки и характеру выступления. Некоторые артисты предпочитают мониторы с высоким разрешением и большой мощностью, чтобы полностью погрузиться в музыкальное исполнение на сцене. Другие же предпочитают более компактные и легкие мониторы для удобства перемещения на сцене. Конечный выбор мониторов всегда зависит от конкретных требований артиста.

Как настроить мониторы

Настройка мониторов важна для обеспечения качественного звука на концерте. Вот несколько шагов, которые помогут вам настроить мониторы:

  1. Выберите правильное расположение мониторов. Они должны быть размещены таким образом, чтобы артисты могли четко слышать звук.
  2. Подключите мониторы к звуковому столу или микшеру. Убедитесь, что кабели правильно подключены и надежно закреплены.
  3. Настройте громкость мониторов. Используйте звуковой сигнал, чтобы убедиться, что громкость достаточна для артистов, но не слишком высока, чтобы не искажать звук.
  4. Установите правильную эквализацию мониторов. Регулируйте высокие, средние и низкие частоты, чтобы достичь оптимального баланса звучания.
  5. Проверьте качество звука. Проиграйте музыку или выполните звуковую проверку, чтобы убедиться, что мониторы работают правильно и звук ясный и четкий.
  6. Отрегулируйте настройки в соответствии с предпочтениями артистов. При необходимости измените громкость, баланс или эквализацию для каждого артиста.

Эти шаги помогут вам настроить мониторы и обеспечить артистам комфортные условия для выступления на сцене. Правильная настройка мониторов важна для достижения высокого качества звука и исполнения на концерте.

Преимущества использования мониторов на концерте

Вот несколько преимуществ использования мониторов на концерте:

1. Контроль звука

Мониторы позволяют музыкантам контролировать звуковое поле на сцене. Они позволяют услышать все инструменты и вокал в нужном балансе, а также детально расслышать себя и свои соколы. Каждый музыкант может настроить микс звука в мониторе по своим предпочтениям.

2. Избегание обратной связи

Мониторы помогают избежать возникновения обратной связи, которая может испортить качество звучания на концерте. Музыканты могут точно контролировать громкость и оптимальное расположение микрофонов, чтобы предотвратить появление свиста и проникновение нежелательных звуков.

3. Улучшение исполнительского мастерства

Мониторы позволяют музыкантам точно слышать свою игру и исправлять недочеты на практике. Это особенно важно при сложных аранжировках и многоголосом вокале. Благодаря мониторам музыканты могут развивать свои навыки и достигать высокого уровня профессионализма.

4. Сохранение голоса и слуха вокалистов

Мониторы позволяют вокалистам услышать свой голос и контролировать его громкость на сцене. Это позволяет избегать перенапряжения голосовых связок и сохранять голос на протяжении всего концерта. Кроме того, мониторы помогают предотвратить возникновение травмы слуха у музыкантов.

Использование мониторов на концерте является необходимым условием для достижения высокого качества звука и комфорта музыкантов на сцене. Они помогают создать идеальные условия для выступления и позволяют каждому музыканту слышать себя и других участников группы. Благодаря этому, концерт становится незабываемым событием для исполнителей и их поклонников.

Популярные бренды мониторов

На рынке существует множество брендов, производящих музыкальные мониторы. Некоторые из них отличаются высоким качеством звучания и надежностью, поэтому пользуются особой популярностью среди профессиональных музыкантов и звукорежиссеров.

  • Genelec – финская компания, известная своими высококлассными мониторами, которые отличаются точностью и чистотой звука.
  • Yamaha – японская компания, предлагающая широкий ассортимент мониторов различной мощности и функционала. Их продукция также отличается высоким качеством и легкостью в использовании.
  • Adam Audio – компания из Германии, которая специализируется на производстве студийных мониторов. Их продукция известна своим отличным звуковым воспроизведением и нейтральным звучанием.
  • KRK – американская компания, производящая мониторы с активным усилением. Их продукция отличается отменным качеством звучания и стабильной работой.

Кроме того, среди популярных брендов мониторов также можно выделить JBL, Focal, Neumann, Dynaudio и других.

При выборе мониторов важно учитывать свои потребности, бюджет и цели использования. Каждый бренд имеет свои особенности и преимущества, поэтому стоит провести дополнительное исследование и ознакомиться с отзывами пользователей перед покупкой.

Сравнение мониторов и акустических систем

Мониторы и акустические системы имеют разные цели и функции при работе на концерте или студии звукозаписи. В этом разделе мы сравним особенности и преимущества каждого типа оборудования.

Мониторы

Мониторы, также известные как студийные мониторы или наблюдатели, специально разработаны для использования в студиях звукозаписи или на концертных площадках. Они предназначены для точной мониторинга и воспроизведения звука. Вот несколько преимуществ мониторов:

  1. Точность воспроизведения: Мониторы производят точное звучание без искажений, что позволяет артистам и звукорежиссерам услышать все детали и нюансы звуков.
  2. Нейтральность звука: Мониторы воспроизводят звук без каких-либо изменений в его тональности или характеристиках, что делает их идеальными для мониторинга и оценки качества аудиозаписей.
  3. Настройка: Многие мониторы имеют возможность настройки параметров звука, таких как эффект пространства или эквалайзер, для достижения оптимального звучания в конкретной ситуации.

Акустические системы

Акустические системы, также известные как PA-системы или звуковые системы, используются в основном для усиления звука на концертах или других мероприятиях. Они предназначены для передачи звука на большие расстояния и обеспечения равномерного звучания по всей площадке. Вот несколько преимуществ акустических систем:

  1. Мощность: Акустические системы способны производить громкое звучание, которое может заполнить большие пространства и достичь большой аудитории.
  2. Равномерное распределение звука: Акустические системы имеют множество динамиков, расположенных таким образом, чтобы обеспечить равномерное звучание по всей площадке.
  3. Гибкость: Акустические системы могут быть настроены и сконфигурированы для разных размеров площадок и требований артистов.

В идеале, мониторы и акустические системы должны работать в паре, чтобы обеспечивать как точность и детализацию звука для артиста, так и мощность и равномерность распределения звука для аудитории.

Рекомендации по установке мониторов

1. Правильное место установки

Мониторы должны быть установлены на достаточном расстоянии от музыкантов, чтобы предотвратить искажение звука от близкого расстояния. Они должны быть расположены на уровне ушей музыкантов или чуть выше, чтобы обеспечить четкое воспроизведение.

2. Угол наклона

Мониторы должны быть настроены на оптимальный угол наклона для каждого музыканта. Это поможет им получить наилучший звук и минимизировать акустические отражения.

3. Расположение микрофонов

Если вы используете микрофоны вместо пульта управления, убедитесь, что они установлены на достаточном расстоянии от мониторов, чтобы избежать обратной связи.

4. Настройка громкости

Звук из мониторов должен быть настроен на комфортный и четкий уровень для каждого музыканта. Подгоните громкость так, чтобы она была достаточной для воспроизведения нужных звуков, но не слишком высокой, чтобы не повредить слух.

Следуя этим рекомендациям, вы сможете обеспечить качественное звучание для музыкантов на концерте и создать комфортные условия для исполнителей.

Вам также может понравиться

Доказать что выпуклый четырехугольник является параллелограммом если

Выпуклый четырехугольник — это фигура в плоскости, у которой все углы меньше 180 градусов и все его стороны лежат по одну сторону от прямой.

Причины неработоспособности выключателя света

В ходе эксплуатации электрической проводки в доме или офисе иногда возникают неприятности, связанные с невозможностью выключить свет с помощью.

Как настроить клавиатуру оклик 920g

Оклик 920g — одна из самых популярных моделей клавиатур среди любителей компьютерных игр и профессиональных геймеров. Она отличается высоким.

Монитор 4к или телевизор 4к: какой выбрать?

В современном мире развитие технологий и постоянное совершенствование оборудования позволяют нам насладиться кристально чистым изображением на.

  • Обратная связь
  • Пользовательское соглашение
  • Политика конфиденциальности

Гид по студийным мониторам

Студийные мониторы – это акустическая система, необходимая для контроля качества звучания записываемой в студии музыки, а также один из ключевых элементов вашего сетапа.

При покупке студийных мониторов следует быть особенно внимательным, так как они очень различны по качеству, бывают мониторы как действительно хорошие, так и не очень. Конечно, на рынке есть и обычные hi-fi колонки, которые имеют привлекательную цену, однако и качество будет соответствующим.

Ниже будут рассмотрены основные принципы студийных мониторов, разобраны детали и особенности.

Сетап

Дизайн

На первый взгляд все студийные мониторы кажутся одинаковыми, единственное отличие – габариты. В действительности же, все немного не так.

Закрытые акустические системы и системы с фазоинвертором.

По исполнению корпуса все акустические системы делятся на несколько видов. Самый простой вариант — герметично закрытый корпус. Такая система имеет соответствующее название – АС закрытого типа. Среди несомненных достоинств такой конструкции – простота исполнения. Но есть и минус — сложность получения низкой граничной рабочей частоты.

Данная проблема была решена благодаря появлению систем с фазоинвертором. Их отличие заключается в наличии выходного отверстия (фазоинвертора), который находится на передней или задней стенке.

На сегодняшний день подавляющее количество АС используют корпус с фазоинвертором, что объясняется удобством работы и гораздо меньшими размерами, в сравнении с системами в закрытых корпусах.

Тип: пассивный, активный, с усилением

Для многих начинающих музыкантов и саундпродюсеров тип будущих мониторов – это сложный и непонятный вопрос, а между тем, это один из важнейших параметров при выборе.

Пассивный тип мониторов был самым распространенным вариантом на протяжении многих лет. Пассивные студийные мониторы требуют внешнего усилителя, чтобы разогнать аудиосигнал до нужного уровня. Перед тем, как попасть в драйвер, аудио сигнал проходит через пассивный кроссовер и разделяется там, в результате низкие частоты посылаются в вуфер, а высокие – в твитер.

При выборе подобного оборудования стоит быть осторожным, так как часты случаи, когда пользователь приобретает слишком мощный усилитель. Интересно то, что недостаточно мощный усилитель также плохо скажется на технике. Драйверы, которые были перегружены из-за неподходящего усилителя, обычно не покрываются гарантией, поэтому вернуть мониторы не получится.

В общем, необходим усилитель, чей уровень RMS мощности на канал соответствует программному уровню мощности динамика и уровню сопротивления.

Важно понимать, что звучание усилителя очень сильно сказывается на звучании монитора. Поэтому пассивные мониторы и усилитель должны соответствовать друг другу. Попытка сэкономить на усилителе приведет к весьма посредственному звуку.

Активные мониторы в большинстве случаев являются более предпочтительными для музыкантов и звукорежиссеров. От пассивных мониторов они отличаются двумя параметрами. На кроссовере установлена активная схема, которая работает на линейном уровне и обеспечивает простое управление. Во-вторых, разные сигналы посылаются на разные усилители (система Bi-Amp, раздельное усиление), а оттуда – на драйверы. Такое разделение систем позволяет осуществлять более тщательный и независимый контроль. Усилители в таких АС уже заранее подобраны производителем по всем параметрам, такие мониторы удобнее в работе из-за меньшего количества необходимой коммутации.

Количество полос

Говоря в целом, мониторы имеют 2 или 3 драйвера, которые необходимы для поддержания полного спектра диапазона частот. 3х-полосные системы включают вуфер, среднечастотный драйвер и твитер для передачи басов, средних и высоких частот. 2-полосные системы используют вуфер и для низких, и для средних частот. Иногда можно встретить 2-полосные мониторы, которые используют 2 низкочастотных драйвера, они работают в тандеме и выдают больше низких частот. Самыми распространенными являются 2х полосные системы.

Наконец, существуют еще 1-полосные конструкции мониторов, их нельзя отнести к hi-fi категории, они созданы для использования в качестве вспомогательных, чтобы музыкант имел представление о том, как будет звучать его микс на домашних системах.

Сабвуферы

Считается, что сабвуферы предназначены в основном для систем «звук вокруг», типа 5.1 и 7.1, но они не редко используются и для работы в стерео, 2.1. При использовании сабвуфера, очень низкие частоты будут усилены, а мониторы возьмут на себя воспроизведение остального спектра. Как и в случае с мониторами, очень важно решить вопрос о расположении сабвуфера в помещении, дабы избежать ненужных резонансов. У большинства студийных сабвуферов есть сквозные линейные выходы для мониторов и встроенный кроссовер. Помимо этого, на некоторых моделях предусмотрена возможность отключения сабвуфера футсвитчем, для удобства работы звукорежиссера.

Установка и позиционирование

Очень важно не просто выбрать хорошие мониторы, но и суметь их грамотно расположить – в этом есть много подводных камней, на которые натыкаются новички. Выбрать такую точку для монитора, чтобы слушатель получил правильный звук без искажений может быть не так просто. Вообще, использование мониторов среднего поля (о них ниже) в больших студиях и контрольных комнатах подразумевает соответствующее акустическое оформление помещения.

Отражение от стен и других поверхностей может помешать процессу микширования, но при этом это не так критично, если речь идет об использовании мониторов ближнего поля, когда слушатель находится слишком близко к источнику звука. Однако мониторы и ближнего, и среднего поля могут страдать от отражения звука, исходящего с боковых сторон. Это отражение повлечет изменения в частотном диапазоне и не лучшим образом повлияет на все звучание в целом. Чтобы избежать подобных проблем, следует пересмотреть расположение мониторов в помещении. Также, возможно, имеет смысл подумать об акустическом оформлении поверхностей. Стоит сказать, что малейшее перемещение источника звука может сильно сказаться на его восприятии.

Установка и позиционирование мониторов

Конечно, вряд ли получится правильно расставить мониторы с первого раза, уделив этому процессу всего несколько минут. Здесь понадобится провести несколько проверок, чтобы найти лучшее положение для монитора. Для тех, кто не до конца полагается на собственный слух, существуют специальные системы, состоящие из ПО, измерительных микрофонов и специальных АЦП, которые позволят подстроить выходной сигнал под определенное помещение.

Иногда для хорошего звучания следует отредактировать не только угол монитора, но и высоту, на которой он расположен. В идеале, твитер должен располагаться на уровне ушей и немного под наклоном, так монитор будет полностью направлен на слушателя. Также стоит уделить внимание и монтажу мониторов, а также конструкциям, используемым для их установки. Существуют стойки и подставки, выполненные из специальных материалов, они призваны подавлять лишние вибрации.

Уровни мониторинга

Ходит много разговоров вокруг «правильного» уровня мониторинга, и зачастую все сводится к тому, что от собственных предпочтений здесь мало что зависит. В 1930-х годах американские физики выяснили, что человеческое ухо наиболее чувствительно в диапазоне от 3 до 4 кГц и менее чувствительно выше и ниже этого параметра. Кривая Флетчера- Мэнсона представлена на рисунке ниже:

Уровни мониторинга

Микширование на небольшой громкости потребует увеличения низких и добавления верхних частот, для того, чтобы звук показался вам сбалансированным. На большой громкости, в р-не 120dB данный эффект будет минимальным, однако мониторинг на таком уровне быстро заставит вас попрощаться с карьерой музыканта или звукорежиссера и может вызвать проблемы со слухом. Идеальный мониторинг проходит на уровне 85dB, но часто бывает, что музыканты предпочитают более низкий порог, только иногда добавляя громкости. Очень важно правильно выставить баланс, так как трек будет прослушиваться на самых разных уровнях.

Терминология

Здесь будут рассмотрены ключевые термины, которые понадобятся при выборе монитора и его установке:

Класс мощности

Один лишь показатель мощности не означает, насколько громко будет звучать монитор, как зачастую думают начинающие музыканты. Громкость монитора зависит от совокупности сразу нескольких параметров: чувствительности, импеданса и др. Мощность измеряется в Ваттах и имеет следующие обозначения:

Как было сказано выше, важно, чтобы показатель RMS усилителя соответствовал показателю “program” динамика.

В случае с активными АС, производитель уже все подобрал за вас.

Частотный диапазон

Частотный диапазон отображает частоты, которые воспроизводятся динамиком. Известно, что человеческое ухо различает звуки в диапазоне от 20 до 20,000Hz. Большинство современных мониторов выдают максимум 20kHz, встречаются и такие, которые воспроизводят и 25, и даже 30kHz. Нижняя граница у 8ми дюймовых мониторов колеблется в р-не 35-40 Hz. Мониторы с вуфером на 5 дюймов обладают нижней границей в р-не 45-55 Hz, 3-4х дюймовые мониторы — 60Hz и выше. Как известно, дьявол кроится в мелочах, поэтому наиболее точное определение верхнего и нижнего порогов частотного диапазона – в точке, где оно перескакивает на 3dB или больше.

Частотный диапазон

2-х и 3-хполосное усиление

Это метод усиления, который используют многие усилители, подключенные к кабинету. Стандартные активные мониторы используют такую систему по умолчанию, тогда как пассивные требуют нескольких внешних усилителей и активного кроссовера. Этот метод используется в случае больших сетапов.

Частота среза

Мониторы с фильтрами НЧ или ВЧ обычно имеют заранее заданную частоту или предоставляют выбор между 2 или 3 пользовательскими настройками. Эти фильтры используются для регулировки частотного диапазона в соответствии с акустическими условиями комнаты или же при работе с сабвуфером в системе 2.1, чтобы отрезать частоты, воспроизведение которых возьмет на себя сабвуфер. Частота среза – это частота, выше или ниже которой мощность выходного сигнала уменьшается вполовину от мощности в полосе пропускания.

Частота кроссовера

Вуферы созданы для воспроизведения басовых частот, тогда как твитеры отвечают за высокие частоты. Кроссовер необходим для посыла определенных частот на конкретный драйвер. Частота кроссовера – это та частота, на которой разделяется аудио сигнал.

Импеданс

Импеданс измеряется в Омах и на сегодняшний день не является критично важным параметром при выборе мониторов. На него следует обратить внимание при выборе усилителей или, например, когда необходимо подключить несколько мониторов в одну цепь. Многие современные пассивные мониторы имеют импеданс от 4 до 8 Ом.

SPL

Аббревиатура SPL расшифровывается как Уровень Звукового Давления. Звуковое давление — это переменное избыточное давление, которое образуется в упругой среде при прохождении через неё звуковой волны. Измеряется в Паскалях.

Тип фазоинвертора

Фазоинвертор — это отверстие на корпусе, предназначенное для снижения искажений и увеличения отдачи НЧ. Если планируется ставить мониторы близко к стене, то необходим монитор с фазоинвертором на передней панели. Если же фазоинвертор расположен сзади, то расстояние между стеной и монитором должно составлять не менее метра.

Мониторы ближнего и среднего полей

На этот параметр стоит обратить внимание при выборе места для монитора. Мониторы ближнего поля обычно располагаются на расстоянии 1-2 метров от слушателя, что делает их идеальным вариантом для студий. Мониторы среднего поля имеют большие габариты и ставятся на расстоянии 2-4 метров от слушателя. На больших студиях звукозаписи используются мониторы как среднего, так и ближнего поля. Основной ошибкой у начинающих саундпродюсеров является мнение, что мониторы с одним вуфером на 6,5 и 8 дюймов это мониторы среднего поля. Это далеко не так. Такие мониторы выпускаются производителем для использования в качестве мониторов ближнего поля. Просто больший размер динамика дает более низкую граничную частоту, для того, чтобы звукорежиссер мог вести основную работу без использования сабвуфера. Мониторы среднего поля могут иметь один или несколько динамиков с размерами 8, 10 дюймов и более. Зачастую мониторы среднего поля — пассивные.

Студийные мониторы. Их отличие от бытовой акустики. Что у них не так?

Слово монитор не имеет значения хороший или точный. Оно от мониторинга, — контроля за явлениями и процессами.

В мониторных системах даже не ставится задача быть точными или верными. Так у ночных прицелов существует явная проблема с цветопередачей. Изображение все зеленое.

Но жалоб на качество передачи цвета у потребителей нет. Причем, как со стороны тех кто стреляет, так и тех в кого стреляют.

Люди незнакомые с рынком аудио мониторинга пребывают в уверенности, что студийные мониторы производят для студий звукозаписи. В их представлении весь мир битком заполнен студиями звукозаписи, для которых специально выпускают мониторные системы. На которых только и делают, что записывают и слушают музыку.

В действительности студийные мониторы производятся под весь пласт задач связанных с контролем аудиопотоков. А это значительно больше чем студии звукозаписи. Начиная от ТВ, радио… и заканчивая спортивными сооружениями и передвижными будками, которые ездят по деревням и селам на разные праздники.

В отличии от бытовых АС, основные требования к профессиональным мониторным аудиосистемам совершенно другие.

За 40 лет фактически сформировался стандарт технологии и звучания студийных мониторов. Различные мониторы могут незначительно отличаться друг от друга. Но принцип построения и «характер» звучания у них всех всегда один.

Что же у студийных мониторов не так, как у бытовых аудиосистем?

Проще всего это понять посмотрев, а как, и из чего возник этот стандарт мониторинга. Здесь имеет смыл обозначить, что студийные мониторы делятся на мониторы:

  • Ближнего
  • Дальнего поля.

И это не формальное деление, на каком расстояния находится слушатель. Мониторы дальнего и ближнего поля выполняют разные задачи. И имеют технические различия не только в мощности.

Мониторы ближнего поля.

Первыми в мире стандарт студийного мониторов ближнего поля сформировали Yamaha NS-10. Начало выпуска 1981г.

Yamaha NS-10

До Yamaha NS-10 ближний мониторинг выстраивался из серии «кто на что горазд». Yamaha NS-10 и ее модификация Yamaha NS-10M де факто стала неким стандартом и ориентиром для звукорежиссеров во всем мире.

Посмотрим как они сделаны.

Объём 10,4 л. НЧ 180-мм драйвер с легким бумажным диффузором. ВЧ 35-мм динамик (с большей диафрагмой, чем это принято в hi-fi). Кроссовер двухполосный, второго порядка, пассивный; Частотный диапазон 60 Hz до 20 kHz; чувствительность 90 dB. Частота раздела головок 1,5 kГц; Импеданс 8 Ом.

фильтры-Yamaha-NS-10

Изначально Yamaha NS-10 задумывались в качестве бытовых hi-fi акустических систем. Но в качестве бытовых АС они не имели успеха. Международной hi-fi прессой и аудиофилами они были встречены жестко «в штыки».

Однако Yamaha NS-10 были с восторгом приняты большинством звукозаписывающих студий в качестве мониторов ближнего поля. После чего были модифицированы с целью увеличения перегрузочной способности, которой не хватало. Добавилась литера М, — и они стали Yamaha NS-10М.

Если набрать в Яндексе запрос «студия звукозаписи», на около четверти картинок вы увидите мониторы Yamaha NS-10М. При этом это могут быть суперсовременные, и весьма «навороченные» студии. Напоминаем, прошло 40 лет с момента выпуска NS-10.

Не следует думать, что эти мониторы запредельно замечательные, и по этой причине оказались так сильно востребованы. Наиболее точно ситуацию описал один мой знакомый музыкант, занявшийся производством контента — «все фонограммы звучат дерьмово, но понятно, и одинаково дерьмово».

Диффузор очень легкий, что дает очень разборчивую середину. Соответственно бас только слегка обозначается.

Демпфирующего материала набивали под завязку, что сводит почти на нет резонансы корпуса. В HI-FI акустике часть резонансов оставляют. Почему, — читайте здесь.

Про фильтры промолчу, — и так все видно.

Об уровне культовости Yamaha NS-10 говорит такой факт, что даже сейчас, спустя многие десятилетия, промышленно производятся их клоны.

Avantone CLA-10 Passive Studio Monitor

Явное и очевидное отличие Yamaha NS-10 от бытовой акустики. Частота раздела динамиков — 1,5 kГц. И это в 1981г. Так низко не делят динамики в двухполосной бытовой акустике даже сейчас.

Подробнее о схемах деления головок АС, и какой результат при этом получается, можно почитать здесь.

Вполне понятно, что они были встречены «в штыки». Слушать музыку на двухполосной акустике с такой низкой частотой разделения головок абсолютно не комфортно.

Проблема не в частоте сопряжения динамиков. Фильтры крутят фазу на 180 градусов. Соответственно на частоте 1,5 kГц фаза переворачивается. Если бы на 1,5 kГц у НЧ/СЧ динамика был бы естественный спад, то все было нормально для восприятия слушателями. Мы вернемся к этому вопросу в последней главе статьи, — мониторы дальнего поля.

Успех этих мониторов был не в ровной АЧХ.

Могу предположить, что Yamaha NS-10 была первой двухполосной акустикой, в которой начали делить полосы так низко. И именно это обусловило успех в студиях.

Расшифровка отдельных рисунков:

Рис. 6. Характеристика монитора Yamaha NS-10M в условиях “свободного поля”.

Рис. 7. Характеристика монитора Yamaha NS-10M, установленного на полке микшера.

То есть, эти мониторы изначально были ориентированы на мониторинг средне- верхнечастотного диапазона. А нижний басовый регистр только обозначался.

При этом в студиях не особо заворачиваются как ставить мониторы. Горизонтально или вертикально. Обычно этот вопрос находится вне дискурса. Как положили так и хорошо.

Хотя разница в АЧХ при горизонтальном или вертикальном положении мониторов, особенно при перемещении головы слушателя, будет колоссальной. Смотрите разницу АЧХ от их расположение на картинке выше.

Да, АЧХ будет сильно разной, но на качество восприятия материала и результат сведения это мало влияет. Звукорежиссеры это практически знают. А тем, кому интересен этот вопрос, могут почитать нашу статью — Почему в акустике не работает принцип ксерокса?

Это еще раз к тому, что и в «студийке» и в бытовом аудио, адекватные люди, не ставят себе задачу привести АЧХ к максимально плоской линии.

Для полного попадания в современный стандарт студийных мониторов Yamaha NS-10 необходимо было сделать всего два шага.

Шаг первый, — переход с пассивного деления полос к активному. Так называемому Би-ампингу. Когда полосы выделяются RC цепочками, в слаботочном тракте перед отдельным усилителем для каждого динамика. И никаких пассивных фильтров в тракте (между динамиками и усилителями) нет.

На слух активные фильтры «звучат» совершенно не так как пассивные. Дело не только в разборчивости, «характер» звучания активных и пассивных фильтров на слух совершенно разный. Хотя графики спада полос, АЧХ у них могут быть абсолютно аналогичные. В большинстве случаев вызвано это тем, что при пассивной фильтрации разные динамики могут вводиться в разные режимы управления и согласования с усилителем. Кому интересно, поподробнее, с этим вопросом можно ознакомится здесь:

  • Характер” звучания. Выбор типа сведения бытовых АС.
  • Назначение аудио конденсаторов в тракте акустики.

Активные фильтры позволяют «жестче» выделять полосы.

В пассивной фильтрации конечно можно нагородить что-то типа 3-4 порядков. Но уровень получаемой нелинейности, и как следствия итогового качества этих фильтров будет непотребен. Хороший результат получить невозможно.

В активной же фильтрации нет нелинейностей. Точнее искажения находятся на микроскопическом уровне… В сравнении с пассивными фильтрами, они не имеют никаких искажений- нелинейностей. А порядки фильтров можно набирать по сути бесконечно:

Типовая схема фильтров студийных мониторов.

Динамики в студийных мониторах делятся предельно низко и очень жестко.

Таким образом из динамиков выдавливают по максимуму все, на что они способны.

И это очень логично! Если твиттер хорошо воспроизводит ВЧ, то пусть он только эти ВЧ и воспроизводит. И не перегружается средними частотами.

Если в бытовом Hi-End умиляются звучанием первого порядка на ВЧ, попутно нагружая твиттер еще парой октав снизу.. То в мониторных системах ничему не умиляются. ВЧ динамику дают «играть» только ВЧ, жестко вырезая его полосу. Именно то, что он хорошо умеет делать и для чего предназначен.

С НЧ/СЧ звеном поступают аналогичным образом. Ему дают «играть» только тот диапазон частот, который он замечательно «играет». Именно от жесткого выделения полос итоговая разборчивость получается великолепная. А мощность (отдачу) ВЧ динамика можно поднять в четыре раза. (так как он не перегружен теми частотами которые не «играет»).

Обычный человек, впервые сталкивавшийся со звучанием качественных мониторных систем, сразу отмечает, насколько кратно более высокое звуковое давление они создают без перегрузки. В сравнении с бытовой акустикой тех же габаритов.

И здесь совершается последний шаг, который формирует, единый на настоящий момент стандарт, студийных мониторов.

Как отмечалось ранее, в сильноточном тракте акустики (между усилителем и динамиками) исчезли катушки с эмалированным проводом и прочий «мусор» с его дикими нелинейностями. В купе с возможностью жесткого выделения полос это раскрывает новые возможности. Динамик воспроизводящий НЧ/СЧ частоты может быть и становится:

  1. С более тяжелой подвижной системой
  2. С более жестким подвесом (меньшим эквивалентным объемом)

Происходит то, что условно можно назвать его «сабвуферезацией». Так, жесткие, и очень тяжелые диффузоры динамиков сабвуферов стали возможны только тогда, когда появилось возможность активной для них фильтрации.

Пример. При пассивной фильтрации невозможно получить хоть какой то адекватный результат с НЧ головкой с параметрами: 10 дюймов, VAS 30 литров, Масса подвижки 200гр. А вот в при активной фильтрации, вполне приличный результат может быть получен если жестко ограничить диапазон воспроизводимых частот этого динамика до 150Гц.

Аналогично и у студийных мониторов. Массу подвижной системы увеличивают раза в два, а VAS уменьшают раза в 2-3 (от значений типичных для Hi-Fi).

Что очень хорошо видно если заглянуть внутрь студийных мониторов. В сравнении с бытовыми АС в них почти нет объема.

студийные мониторы внутри

И разумеется никакие бумажные диффузоры на НЧ/СЧ теперь уже не требуются, — для той полосы частот которую они воспроизводят сгодится практически все что угодно.. пластмасса, кевлар итд.

Для целей аудиоконтроля пластмассовые диффузоры даже лучше, — они дают почти идеальную, ровную АЧХ в полосе используемых частот. Так как пластик, в отличии от бумаги, это однородная субстанция. И локальных выбросов АЧХ у пластмассы практически нет.

И получается ровно то что нужно для аудиоконтроля: компактность, высокая перегрузочная способность, разрешение.

Но существует один единственный недостаток. Жесткое искажение фазы. Все кто работают с аудиоконтролем прекрасно знают и понимают эту специфичность. Она едина для всех студийных мониторов, и всеми выучена.

Приблизительно понятно, как готовый материал будет звучать на широкополосной акустике, на которой собственно и слушают музыку подавляющее число людей. А для контроля наличие ошибок, — в любой студии стоит тот или иной вариант широкополосной акустики. Делают и широкополосные студийные мониторы (ближнее поле). Они не для сведения, а именно для понимания общей картины, иначе можно очень сильно «улететь».

Трехполосная акустика в студийной практике для сведения, мастеринга никогда не используется. Если жестко отфильтровать полосы трехполосной АС, искажения фазы достигнет уровня, когда полностью теряется понимание, где, что находится.

Трехполосная акустика действительно ставится в дальнее поле студий звукозаписи. Но не для сведения и мастеринга. А для того что бы понимать общую картину, тональный баланс и уровень НЧ. Но ставят ее в дальнее поле.

А весь мастеринг всегда производится в самом ближнем поле. И всегда на двухполосных АС.

Да и сами музыканты должны же как-то послушать, что они там понаиграли. А их вместе с продюсерами и друзьями, если человек 10-15 будет, то это еще немного. Вот они и слушают мониторы дальнего поля. А в ближнем поле помещается всего один человек.

Мониторы дальнего поля.

Явного стандарта у мониторов дальнего поля нет. С очень сильной натяжкой, в качестве стандарта мониторинга дальнего поля, можно назвать JBL 4312 и огромное количество почти аналогичных АС. JBL 4312 называются самими продаваемыми АС компании JBL.

На настоящий момент ситуация такова, что вопрос с характером звучания мониторов дальнего поля решается режиссерами студий индивидуально. На основе личных представлений о том, что такое хорошо. И JBL 4312 уже давно вызывает у очень многих скепсис. И в современной действительности давно не являются мечтой и идеалом.

Мониторы дальнего поля призваны решать другую задачу. И используется совершенно другой технологический подход. JBL 4312 показательны в том, что хорошо его иллюстрируют. Что же по другому?

Первое что нужно замечать — частоты разделения кроссовера: 1500 Гц! и 7000 Гц!

Динамик, который принимают за динамик НЧ категорически им не является. Какая может быть НЧ на 1500 Гц? Высокий женский голос сопрано заканчивается уже на 1100Гц. Но это еще только начало. Смотрим, какие фильтры стоят на «НЧ» динамике. Во как! Оказывается на НЧ динамике фильтров вообще нет.

А на головках СЧ и ВЧ стоят фильтры первого порядка (только конденсаторы). Если эти конденсаторы не поставить, — то динамики СЧ и ВЧ попросту сгорят. Была бы тех. возможность, этих конденсаторов бы не было.

Говоря честно и объективно, — по смыслу это широкополосная акустика .

Да конечно:

  • НЧ «лопух» в 300 см, в основном воспроизводит НЧ.
  • А твиттер в 2 см, с подвижной системой в 0,5 грамма, воспроизводит ВЧ.

Но полосы по сути не выделяются, а головки «играют» частоты, которые они естественным образом воспроизводят.

В итоге все получается замечательно. Стерефонично, понятно, приятно.

Главное, зачем нужны эти АС, — дать звукорежиссерам общее представление о материале с которым они работают. И дать ответ на вопросы, где мы? Кто мы? Понять как фонограмма будет звучать «в миру» — на массовой бытовой акустике.

На мониторах ближнего поля можно только предполагать, как трек будет звучать на магнитоле или в авто. И даже при большом опыте работы промахи неизбежны. И всегда требуется иметь опцию контроля на чем-то широкополосном.

Но есть проблемы. Ровно такие, как у всей широкополосной акустики. Грязноватенько. Нет полноценного низа. Бас как в удары бесконтактном карате, — в большей степени низкочастотный регистр только обозначается.

График АЧХ снят в одной точке. Так как твиттер и СЧ динамик стоят на разных осях, небольшое перемещение кардинальным образом меняет их АЧХ. Но АЧХ в этих АС не самое главное.

И видимо, спустя несколько десятилетий, на JBL почесали репу, и пришли к выводу, что да, пора бы уже закрыть этот «косяк». И сделали в современной версии акустики СЧ и ВЧ на одной оси.

И как можно видеть на картинке, НЧ динамик сильно двинулся «в сторону сабвуферов» (смотрите на подвесы динамиков). И делится он стал уже на 450 Гц. Масса подвижной системы стала больше, и теперь этим динамиком до 1500 Гц хорошо играть не получается. Зато давление на НЧ стало явно больше.

И получили классический новодел (как его называют). С «огородами» эмалированных проводов и прочим «нелинейным мусором». Остался только ретро-дизайн.

Для студий, в целях контроля, мы подобные решения категорически не рекомендуем. Выделить корректно и качественно, полосы на этом наборе частот, катушками из эмалированного провода и конденсаторами невозможно. Информацию о пассивной фильтрации мы приводим исключительно в познавательных целях.

Выбирайте мониторы с активными фильтрами . Акустика с пассивным фильтрами может применяться в студиях для целей общего, дополнительного контроля. И даже советуем использовать в дальнем поле, что близкое к широкополосной акустике. Но только, когда в этих АС пассивные фильтры предельно простые.

А тем кто думает, а не купить ли мне себе студийные мониторы домой, слушать музыку? Даем следующею сентенцию.

Как компьютерная акустика под короткие и разнообразные задачи (послушал пару песен, поиграл в игры и тд.) вполне хорошо, и может быть.

Но вот поставить альбом, и прослушать его хотя бы до середины, или использовать мониторы для фоновой музыки… это точно не те цели, под которые следует покупать студийные мониторы.

Хотя если ваша музыка это современная жесткая электроника, подумать в сторону студийных мониторов можно. Хотя в современной действительности, бытовою акустику продающуюся в Hi-Fi салонах, все больше делают по характеру звучания, очень близкой к студийно-мониторной. Это такой тренд последних 20 лет.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Все о студийных мониторах

Работаете в студии? Тогда особенно важно, с помощью какого оборудования вы прослушиваете аудиоматериалы. Если это обычная бытовая акустика (колонки или наушники), то она, стараясь «улучшить» звук и сделать его комфортным для ушей, искажает истинные характеристики. Аудиоматериал будет звучать иначе в других акустических системах. Чтобы таких сюрпризов не возникло, в студии используют студийные мониторы.

firehouse

Студийные мониторы – те же акустические системы. Чаще всего они двухполосные, с динамиками НЧ (для низких частот и баса) и ВЧ (для верхних частот). На слух легко определить, что это не бытовая акустика. Студийный монитор – специализированная акустическая система с правильной звукопередачей. Ее используют для слухового контроля аудиоматериала в студиях звукозаписи. Она нужна во всех сферах, где важно качество звука.

студийные мониторы

Задача студийного монитора – передать звуковой баланс без искажений и окраски. Отсюда его название: устройство позволяет мониторить звучание исходного аудиоматериала без улучшений и сглаживаний.

«Правильный» студийный монитор – это чудо инженерной мысли, воплощенное в технике. Оборудование изготавливают из специальных звукоизоляционных и звукопоглощающих акустических материалов. Динамики должны быть точными, с правильно вычисленной АЧХ (без «провалов» и «завалов»). Схемотехника класса А, математически выверенные и выполненные в соответствии с законами физики и акустики корпус и дизайн, НЧ-динамики из армированной стеклоткани, полипропилена, кевлара, специально пропитанной бумаги, целлюлозы, ВЧ-динамик из алюминиевой фольги, шелка, бумаги, титана и даже бериллия – все это отличает студийные мониторы от обычных домашних колонок.

810321868.jpg

К чему такие сложности? Чтобы передать звуковой материал менее искаженным и окрашенным. Чтобы звукорежиссер услышал именно тот звук, который только что создал. Если расположить «правильные» мониторы по законам акустики, вы услышите, что музыка звучит как бы в пространстве между ними, а не из конкретного динамика. Это настоящее искусство, которое и оценивается соответственно.

Активные и пассивные мониторы

Студийные мониторы делятся на активные и пассивные.

  • Пассивным нужен отдельный усилитель. Они проще активных, но необходимость в дополнительном оборудовании и наличие только аналогового входа (либо акустический Speakon, либо линейный моно-джек (TRS)) сделали их не особенно популярными. Они встречаются реже, чем активные.
  • Активные мониторы имеют встроенный усилитель, кроссовер и всю схемотехнику для работы, иногда два раздельных усилителя (bi-amp) для каждого динамика (НЧ и ВЧ). На активных мониторах обычно установлены все доступные разъемы и входы: кэнон, джек, тюльпан (XLR, TRS, RCA). Также бывают устройства с цифровыми входами (коаксиальный или оптический – S/PDIF и AES/EBU).

open-big

Достоинства активных мониторов:

  • универсальны в применении;
  • их легко подключать;
  • не нужно настраивать отдельный усилительный тракт;
  • можно настроить характеристики монитора под конкретное помещение;
  • выверенная заводом схемотехника. Она не дает перегореть усилителям и динамикам.

Недостатки активных мониторов:

  • много проводов к каждому монитору (как минимум сетевой и сигнальный);
  • сложный ремонт;
  • невозможность аппаратного управления громкостью с рабочего места звукорежиссера.

Почти все мониторы имеют фазоинвертор для усиления низкочастотной составляющей – специальное отверстие с трубой в корпусе монитора. Оно помогает вывести избыточное давление, которое создает НЧ-динамик в ограниченном пространстве корпуса. Фазоинверторы бывают разных формы и размеров. Они располагаются на передней или задней панели монитора.

фазоинвертор впереди.jpgфазоинтертор сзади.jpg

Обычно в студиях бывает три мониторных линии: мониторы ближнего, среднего и дальнего полей.

studiya

  • Мониторы ближнего поля (полочные). Самый распространенный тип. Их устанавливают на столе или на специальных стойках перед звукорежиссером. Они хорошо передают средние и верхние частоты. Их используют для сведения треков и монтажа рабочей фонограммы.

ближнего поля

  • Мониторы среднего поля. Помогают выстроить панораму и пространственные эффекты, которые плохо слышны на ближних мониторах. Позволяют прослушать выстроенное сведение вместе с низкими частотами (последних практически нет в ближних мониторах). Некоторые модели мониторов (обычно трехполосные) могут использоваться для мастеринга аудиоматериала.

поля_2

  • Мониторы дальнего поля. Позволяют прослушать общую картину сведенной композиции (и целого альбома) на всех уровнях громкости и во всем диапазоне частот. В основном используются в больших аппаратных, для танцевальной музыки и на мастеринге аудиоматериала.

поля_1

Критерии выбора оборудования

1. Если у вас ограниченный бюджет или небольшое помещение (например, домашняя студия), то вы можете остановиться на сочетании: мониторы ближнего поля и сабвуфер для низких частот. Но при этом не пожадничайте и купите специальные демпфирующие стойки, предотвращающие нежелательные вибрации и резонансы при прослушивании материала. В качестве альтернативы можно рассмотреть вибро- и звукоизолирующие демпферы. Их размещают между монитором и столом.

2. Возможно, вы удивитесь, но выбор мониторов зависит от стиля музыки, которую нужно воспроизводить. Например, электронная и танцевальная музыка хорошо звучит на мониторах KRK и ROLAND, «живой» звук (рок, барды, фолк, этно) – на DYNAUDIO, YAMAHA и MACKIE, джаз и классика – ADAM, JBL, TANNOY.

3. По законам физики чем больше динамик НЧ, тем лучше отдача по низам. Наиболее реалистичная звуковая картина вырисовывается при использовании НЧ-динамиков более 8 дюймов.

большой НЧ.jpg

4. Твиттеры ВЧ делятся на ленточные и купольные. Первые лучше передают высокие частоты и не утомляют слух. Но и стоят они дороже обычных купольных.

На студийных мониторах лучше не экономить. Их качество и функционал растут пропорционально цене.

Как выбирать студийные мониторы?

1. Прослушайте на них пару-тройку музыкальных композиций в «вашем» стиле (в том, с которым будут работать мониторы) и максимально хорошем качестве. Также запаситесь несколькими тестовыми дисками: они помогут выявить нюансы, которые человеческое ухо не воспринимает.

2. Определитесь с типом и местоположением мониторов, чтобы в магазине смогли смоделировать вашу расстановку. Идеальная схема расположения мониторов ближнего поля – по углам равнобедренного треугольника. Динамики мониторов должны быть направлены на ваши уши.

2_1

3. Определяемся с расположением фазоинвертора. Если ваши мониторы будут стоять вплотную к стене, нужно выбирать модели с фазоинвертором на передней панели. Если же расстояние от задней панели мониторов до стены не менее 30–40 см, фазоинвертор может быть расположен сзади.

4. Монитора мощность – это не главный показатель. Может оказаться, что на мощности в 30–50 Вт вы услышите те нюансы, которые с трудом выдавала ваша домашняя акустика на пределе своих возможностей.

5. Смотрим на размер НЧ-динамика. Чем он больше, тем лучше отдача по низам. При этом помните, что вы приобретаете мониторы ближнего поля, а не сабвуфер. Не ждите от них выдачи полного низкочастотного спектра. Позже купите себе отдельный сабвуфер для этих целей.

6. Оцените, сколько времени вы планируете проводить в студии. Если порядка 10 часов в день, то лучше выбрать модели с ленточным твитером: ваши уши будут вам за это благодарны.

7. Вес монитора. Желаете не напрягаться и выбираете более легкую модель? Зря. Чем тяжелее монитор, тем он устойчивее.

8. Смотрим на бренд. Наиболее часто в студиях встречаются мониторы KRK, ADAM, ALESIS, YAMAHA, JBL, MACKIE, PRESONUS, GENELEC и реже – M-AUDIO, BEHRINGER, PIONEER, AXELVOX, FLUID AUDIO, TANNOY, SAMSON.

9. Количество различных регулировок: чем их больше, тем точнее можно подстроить монитор под акустические особенности помещения. Наличие встроенного DSP-процессора с возможностью программной подстройки – это очень круто и дорого.

мало регулировок.jpgмного регулировок.jpg

10. Оптимальные технические характеристики для мониторов ближнего поля: мощность в 100 Вт, диапазон частот 50–20 000 Гц, НЧ-динамик на 6–8 дюймов.

Настройка студийных мониторов

1. Подстраиваем мониторы под акустические особенности помещения, ищем резонансную частоту комнаты и уменьшаем ее влияние (если мониторы это позволяют).

2. Настраиваем громкость.

3. Подстраиваем мониторы под свои предпочтения: выполняем настройку верхних и нижних частот.

4. Заключительный этап: привыкание к звучанию новых мониторов и к тому, как должна звучать грамотно сделанная музыка именно на этих устройствах.

И еще несколько правил работы со студийными мониторами:

  • Начните работать с малой громкости: большинство мониторов уже при 10–20 Вт могут дать то, ради чего их покупали. В мониторах важнее плотное звуковое давление, чем уровень громкости.
  • Не забывайте, что динамики мониторов должны быть направлены прямо вам в уши, от этого во многом зависит общее восприятие звуковой картины.
  • Делайте перерыв в работе каждые 1–2 часа, берегите уши.
  • Не полагайтесь полностью на картину, данную мониторами, особенно в области низких частот. В любом случае прослушайте получившийся результат в наушниках либо с помощью домашней бытовой акустики.
  • Берегите динамики от грязи и пыли, не касайтесь их пальцами, используйте защитные решетки для мониторов и специальные кисточки для смахивания пыли.
  • Многие мониторы очень прилично нагреваются во время работы, поэтому охлаждающая система должна работать исправно. Не перекрывайте к ней доступ воздуха.
  • Не пересекайте сетевой кабель монитора с сигнальным, это может отрицательно сказаться на звучании (появятся помехи от сети).
  • Берегите мониторы: не роняйте их, не ставьте сверху ничего постороннего и не опирайтесь на них.
  • Соблюдайте определенный порядок: сначала включите мониторы в сеть, потом, через секунд 10, включайте звук. При выключении – обратная последовательность.

Звучание студийных мониторов (детальное и разборчивое) зависит от цены оборудования. Чем оно дороже, тем больше покажет недостатков, которые вы допустили при записи или при сведении треков. Иногда это того стоит. В любом случае решать и выбирать именно вам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *