Зачем нужен усилитель для колонок
Перейти к содержимому

Зачем нужен усилитель для колонок

  • автор:

Подбор усилителя для колонок

Практически каждый человек любит слушать музыку, а особенно если музыка звучит на качественном звуковом оборудовании. Даже для домашнего использования колонок, а тем более мощных, всегда стоит знать их параметры. Весьма часто, для хорошего звучания большую роль играет усилитель для пассивных колонок, который подбирается исключительно по таким техническим параметрам как мощность и сопротивление. Для долговечного использования акустической системы, всегда стоит учитывать, что усилитель может не только искажать звук, но и попросту сжечь устройство. Данная статья расскажет о том, как точно и правильно подобрать усилитель сигнала для акустической системы по данным параметрам.

31 октября 2022

Параметр «сопротивление»

Сопротивление пассивных акустических систем, зачастую имеет сопротивление от 4 Ом до 16 Ом, и отмечается таким знаком «Ω». Исходя из поступающего выходного сигнала усилителя, сопротивление может быть абсолютно разным. Мощность, выдаваемая усилителем, не только влияет на звучание, но и даёт определённое сопротивление, в Омах, которое следует учитывать при подборе усилителя.

Параметр «мощность»

Исходя из технических возможностей многих усилителей, мощность может быть номинальной и динамической. Как правило, мощность — это ни громкость звучания и так сказать «объём» звука измеряемый в такой единице как «Ватт». И именно показатель мощности усилителя, не соответствующий мощности колонок, может вывести их из строя.

Каждый тип колонок подбирается по:

  • Отношению мощности к сопротивлению.
  • Отношению максимальной мощности звучания.

Первый вариант выбора рассматривается как более простой, и соответствует техническим параметрам, указанным на колонках. В зависимости от производителя, параметры могут быть прописаны на устройстве, в документации или на сайте производителя. Если рассматривать выходную постоянную мощность усилителя, то именно она и будет давать параметр громкости звучания колонок.

Второй вариант выбора, уже более индивидуальный, и рассматривается по максимальному параметру громкости колонок, звучащих в «пиковом» режиме за определённый период времени. Очень важно учитывать непрерывность работы данной мощности, что весьма часто не указывается на акустических системах.

Профессиональные акустические системы зачатую подбираются сразу с усилителем, что весьма удобно как для их долговечности, так и для их качества звучания.

Безопасность работы колонок

Естественно, после покупки дорогой пассивной «акустики», стоит побеспокоится о её долговечности при выборе усилителя. Если параметр мощности усилителя хотя бы на пару единиц больше мощности колонок, то его не стоит покупать. Прозвучат колонки громко, красочно, но к сожалению НЕДОЛГО! Исходящая мощность усилителя при максимальной громкости звучания колонок, не позволит своевременно отвести тепло с катушки, что приведёт её в неисправность.

Если подбирать менее мощный усилитель для безопасной работы колонок, то здесь может пострадать усилитель. Критическая точка звучания динамиков, будит принудительно давать нагрузку на усилитель. В свою очередь его меньшая мощность не будет справляться с нагрузкой и усилитель выйдет из строя. Здесь зачастую играет роль меньшее сопротивление, которое ускоряет процесс перегрева катушки усилителя. В связи с этим, звук в акустической системе будет грубым и приглушенным. При длительной работе звук может вообще исчезнуть.

Исходя из вышеуказанных теоретических напутствий, рекомендуется подбирать усилитель и колонки строго по их параметрам, и использовать рекомендации опытных специалистов и консультантов. Это сэкономит ваши деньги, даст возможность, насладится музыкой долгое время.

Усилители звука для колонок: разновидности и критерии выбора

Правильный выбор усилителя для аудиоколонок — задача далеко не такая легкая, как может показаться на первый взгляд. Неправильно подобранное оборудование в лучшем случае приведет к тому, что колонки попросту не обеспечат высококачественное звуковоспроизведение, а в худшем— приведёт к перезагрузке и поломке акустической системы.

Именно поэтому прежде чем подобрать усилитель, необходимо подробнее изучить, что он из себя представляет, и каким требованиям должен отвечать.

Особенности

Все акустические системы профессионального и бытового назначения используют специальное устройство — усилитель звука. Он необходим для обеспечения громкого, четкого и качественного воспроизведения аудиозаписи без каких-либо искажений и помех.

Это устройство преобразует поступающий электрический сигнал в более сильный за счет увеличения мощности тока. Усилитель мощности выполняется как в виде отдельного прибора, входящего в состав акустической установки, так и в форме встроенного компонента. Установка включает следующие конструкционные элементы:

  • непосредственно усилитель звука — подключается к источнику аудиозаписей, может отличаться большим или меньшим выходным напряжением;
  • блок питания — этот элемент отвечает за преобразование входящего электрического потока в ток с более высокими параметрами напряжения;
  • выходной каскад — состоит из группы транзисторов, которые обеспечивают преобразование высокого напряжения от блока питания в корректную форму сигнала, который и передается на устройство звуковыведения;
  • модуль регулировки — этот компонент присутствует только в автономных усилителях, обуславливает тонкую настройку качества звучания на выходе.

Принцип работы любого усилителя звука сводится к нескольким процессам.

  • От стандартной электрической сети в 220 вольт в блок питания поступает ток, после чего он трансформируется в постоянную величину.
  • Усилитель звука для акустических систем через входы получает сигнал от любого подключенного к ним устройства, например, плеера, и изменяет его амплитуду при помощи постоянно идущего тока. При этом длина звуковой волны остаётся неизменной.
  • Сигнал с усиленной мощностью передаётся на выходящее устройство, то есть колонки, через них он уже и воспроизводится в более четком и улучшенном звучании.

Зачем нужен?

Многие называют усилитель звука «сердцем» аудиосистемы – он отвечает за многократное увеличение мощности сигнала.

Известно, что всякая аудиоинформация в акустическом оборудовании передается посредством электрических колебаний. Как аналоговые, так и цифровые установки работают лишь после получения данных с соседнего блока либо с какого-то другого аппарата. В результате на выходе электрические колебания бывают довольно слабыми. Конечно, они содержат всю нужную для звукового воспроизведения информацию, тем не менее совершить сколь бы то ни было серьезную работу неспособны. Именно поэтому всякая колонка, включая каждый её динамик, требует корректного питания, в противном случае звучание будет невыразительным.

Именно с этой целью используют усилитель мощности звучания: он готовит звук для акустики, обогащает его и буквально заряжает колонки энергией посредством линейных выходов.

Обзор видов

XXI век, вне всякого сомнения, внёс свой вклад в расширение технологического разнообразия. В наши дни усилители для колонок представлены в самом разном исполнении, но составить удобную классификацию подобного оборудования можно.

Так, выделяют три основных разновидности подобной аппаратуры.

  • Предварительный усилитель. Если, к примеру, такое устройство, как простой микрофон, работает в плохом качестве, то усилитель поможет ему обработать аудиоряд, улучшить информационные данные и прибавить необходимой мощности.
  • Оконечный усилитель. Это устройство занимается своими непосредственными обязанностями, то есть усиливает звучание. Именно такое оборудование можно увидеть в студиях звукозаписи, наряду со всеми прочими профессиональными приспособлениями и установками.
  • Интегральный усилитель. Представляет собой некоторый гибрид вышеописанных. Эта система наиболее распространена и востребована среди пользователей. Как и всякая другая комбинированная установка, она даёт чуть пониженное качество звуковоспроизведения в сравнении с концертными усилителями, но при этом существенно выигрывает в своей универсальности и доступной цене.

Выделяют усилитель для колонок и по варианту получения сигнала.

Аналоговый блок работает от электроколебаний, идущих от проигрывателя и многократно увеличивает их мощностные параметры. Чтобы такой усилитель подключить к цифровому вещанию, понадобятся специальные преобразователи.

Цифровой, как и следует из названия, трансформирует поступающие цифровые аудиосигналы в аналоговые, тем самым делает их понятными для колонок.

В зависимости от разновидности усилителя по-разному могут функционировать и транзисторы, то есть те элементы, что повышают мощность сигнала внутри самого устройства. Их типовое подразделение по данному признаку так многообразно, что ориентироваться можно лишь на наиболее существенные различия. Не углубляясь в технические детали, обратим ваше внимание на технико-эксплуатационные параметры, которые свойственны оборудованию разных категорий.

  • Классы А, В, АВ, Н и различные их производные. Невзирая на то, что оборудование в представленных категориях может различаться степенью и периодом открытия транзисторов для проведения тока, принцип их работы примерно одинаков. Основная проблема любых колонок заключается в том, что на начальном этапе пропускания тока часто возникают нелинейные искажения выходного сигнала. Любые усилители класса А направлены на их нейтрализацию. Это ведет к уменьшению КПД и серьёзному перегреву оборудования. Соответственно, усилители группы А признаны наиболее точными, они меньше, чем какие-либо другие, подвержены помехообразованию, однако имеют меньшие параметры производительности.
  • Усилители класса D. Такое оборудование пропускает электрический ток сразу, как следствие, присутствие каких-либо нелинейных искажений сводится к минимуму. Строго говоря, этот вариант усилителей представляет собой противоположность первой группе. Они существенно выигрывают в КПД, но слабо себя проявляют при воспроизведении диапазона частот, особенно это заметно, когда речь идет о повышенных частотах. Такие усилители имеет смысл использовать в автомобилях.

Лучшие модели

Чтобы разобраться в многообразии представленной звукоусилительной техники, стоит рассмотреть самые популярные модели, которые заслужили лучших оценок экспертов и пользователей.

Yamaha A-S201

К достоинствам этой модели относят возможность создания объемного звукового пространства, наличие фонокорректора, а также опции автоотключения.

Из недостатков можно выделить отсутствие регулятора баланса, а также уровень шума, который чуть выше, чем в некоторых других аналогичных системах.

Эта модель представляет собой интегральный усилитель, дающий 100 Вт на канал — подобной мощности более чем достаточно для любых типов колонок. Отлично проявляет себя при звуковоспроизведении любых, даже самых сложных мелодий.

Модель выглядит стильно и лаконично, выполняется из надежных и практичных материалов.

SMSL SA-36A Plus

Эта модель имеет Bluetooth, благодаря чему становится возможной трансляция аудиозаписи с телефона либо по радиоканалу. Кроме того, предусмотрены USB-порт, а также разъем для MicroSD-карт.

К преимуществам относят небольшие размеры, а также доступную стоимость. Из минусов пользователи отмечают недостаточную мощность, а также внешний блок питания.

В целом это довольно интересный компактный усилитель, который лучше всего передает высокие частоты, хотя и низкие звучат вполне достойно.

Оптимален для акустики со средней мощностью, лучше всего работает в небольших помещениях.

TPA3116 LM1036 (2.0)

Еще один представитель портативных мини-усилителей класса А выдачей по 50 ватт на каждый канал. Это устройство вдвойне мощнее, чем предыдущее, обеспечивает четкое и чистое звуковоспроизведение, а КПД достигает 90%, поэтому оборудование практически не греется и не нуждается ни в каких дополнительных конструкциях для охлаждения.

В целом это дешевая и надежная модель, которая является оптимальным выбором для использования в домашних условиях.

Из недостатков отмечают отсутствие корпуса, а также внешний блок питания.

Pioneer A-10

Это оборудование даёт красивое, глубокое звучание низов, но и высокие частоты также очень приятные. В звуке чувствуется некоторая «ламповость», хотя в целом аудиоряд более твердый. Имеет высокие параметры по признаку сигнал/шум. В то же время отличается повышенной требовательностью к источнику звучания.

Впрочем, не обошлось и без недостатков. В частности, при прослушивании на повышенной громкости оборудование заметно нагревается и при продолжительной работе попросту уходит в защиту. Помимо того, в комплекте отсутствует пульт ДУ, что делает эксплуатацию не совсем комфортной.

Как выбрать?

При покупке оптимальной модели усилителя аудиозвучания для колонок нужно заострить внимание на таких принципиальных параметрах, как мощность и сопротивление прибора.

Мощность

Мощностные характеристики обычно указываются в руководстве пользователя, которое включено в комплектацию, а также непосредственно на корпусе. Необходимо различать пиковую мощность, которую акустические колонки могут взять кратковременно, а также номинальную, то есть ту, на которой звучание будет воспроизводиться без помех и искажений. Именно на ней и нужно использовать аппаратуру.

При неправильно подобранном оборудовании возможны некоторые неприятные проявления.

Если мощность усилителя будет выше мощности колонок, то переживать не надо, но только в том случае, если вы не планируете включать АС на максимум. В целом для комфортного прослушивания хватает 50-70% от возможного максимума. Эксперты считают, что именно это сочетание обеспечивает самый качественный звук. Однако не исключено, что когда-то, слегка забывшись, вы решите поставить максимальную громкость, и это серьезно навредит диффузорам колонок.

Если мощность установки соответствует мощности колонок, то на первый взгляд это будет идеальным сочетанием. Однако, опять же, на предельной громкости акустическая установка работает на максимуме возможностей, подает на выход постоянный ток, тем самым выводя колонку из строя. Конечно, самые качественные модели снабжаются специальными конденсаторами, которые могут снизить риск «поджаривание» оборудования, но рисковать не стоит. Лучше всего использовать подобное оборудование в пределах 40-70% от возможной громкости.

Мощность усилителя меньше параметров мощности акустической установки. Казалось бы, тут проблемы абсолютно исключены, но, как показывает практика, при активной эксплуатации опасность «поджаривания» постоянным током все еще сохраняется. Рекомендация та же: постарайтесь не включать оборудование больше чем на 60-70% от возможного уровня.

Сопротивление

Принято считать, что чем выше показатель импеданса, тем более четким будет звуковоспроизведение, поскольку сопротивление обладает способностью гасить искажения и разного рода шумы. Однако нужно понимать, что в отличие от тех же наушников, в которых параметры сопротивления могут варьироваться в довольно большом диапазоне, в колонках этот показатель обычно находится в коридоре от 4 до 8 Ом. При прочих равных условиях сопротивление здесь будет ниже энергопотребления колонок, соответственно, и тише громкость звучания.

Довольно опасной считается ситуация, при которой сопротивление усилителя ниже, чем сопротивление колонок. При этом колонки могут попросту не справиться с поступающим сигналом и выйдут из строя.

Идеальный случай, когда сопротивление обоих агрегатов будет соответствовать друг другу.

В ситуации, когда сопротивление усилителя будет меньше соответствующего параметра колонок, то исправностью акустической техники вы никак не рискуете. В то же время мощность на выходе будет всё же в полтора, а то и два раза меньше, чем может дать ваша акустика – то есть колонки попросту не дадут своего самого полного звучания.

Как правильно настроить?

Если вы установили пассивную аудиосистему, то для подключения вам потребуется двухполосный усилитель звука. Если колонок в вашем распоряжении много, то лучше взять четырехканальный, поскольку на двухканальный невозможно единовременно подключить и усилитель, и сабвуфер – в этом случае мощность будет чересчур высокой, и устройство может перегореть.

Колонки подводят к усилителю через кабель, как правило, это RCA. Чуть реже используют состоящий из двух проводов «тюльпан», он включает красный и белый провода, предназначенные для различных каналов. Одним краем провод подключается к акустическим колонкам, другим – к соответствующему разъему на корпусе усилительной установки. Затем усилитель подводится при помощи провода к устройству, отвечающему за выведение звука (компьютеру, телевизору либо плееру).

Обращаем ещё раз внимание на то, что к двухполосному усилителю можно подключить либо пару фронтальных колонок, либо один только сабвуфер, но никак не всё вместе.

О мощностях колонок и усилителях подробнее смотрите далее.

Зачем нужен усилитель для акустических систем?

Скажите честно, задумывались ли вы хоть раз, как появляется звук в колонке? Вы наверняка слышали, что для того, чтобы акустика работала и играла музыку, нужен усилитель. В некоторых акустических системах усилитель уже спрятан внутри, но в большинстве случаев в системах используются отдельные устройства – усилители.

01 Классическая Hi-Fi стерео система.JPG

На фото: » Black Power Set » — вот так выглядит классический стерео комплект: источник, усилитель и акустическая система

Конечно, большое количество людей весьма подкованы в этом вопросе и прекрасно разбираются в типах усилителей, их назначении, да и вообще, как собрать хороший акустический комплект. Но мы все чаще сталкиваемся с вопросом от представителей самых разных поколений, а зачем нужен усилитель? И как понять, в каких системах он нужен, а в каких нет? Так давайте разберемся.

02 Современный ламповый Hi-Fi усилитель.jpg

На фото: SYNTHESIS Soprano — вот так может выглядеть современный ламповый усилитель высокого класса

На самом деле, усилитель нужен всегда, когда требуется, чтобы динамик начал звучать – он есть в смартфонах и телевизорах, да даже в «говорящих» детских игрушках.

В этой статье мы попробуем максимально простым языком ответить на вопросы: «что такое усилитель?» и «зачем он нужен для звука в акустических системах?»

Как вообще рождается звук?

Самое простое объяснение принципа работы любого усилителя для акустики кроется в самом процессе, как рождается звук нашей любимой музыки, которую мы слышим из колонок. И вот несколько простых определений для нашей базы:

Звук – это физическое явление, энергия, которая распространяется в пространстве в виде упругих волн вследствие механических колебаний.

Т.е. движение какого-то объекта создает колебания в воздухе, эти колебания волнами начинают заполнять пространство вокруг, а наше ухо слышит характерный этому движению звук. Если резко махнуть рукой, то тот самый звук «шух», который вы услышите – это и есть новорожденный звук, появившийся после конкретного механического движения вашей рукой.

В данной статье частотные диапазоны, амплитуды колебания и прочие термины мы затрагивать намеренно не будем.

Как появляется звук в колонке?

Излучатель звука – это устройство для преобразования электрических сигналов в акустические волны (звук) и излучения их в окружающее пространство.

Излучатели различают сразу нескольких типов по принципу действия, но мы пока остановимся, пожалуй, на самом распространенном и понятном примере – электродинамический громкоговоритель или, просто, «динамик».

03 Медный динамик акустики Klipsch Reference.jpg

На фото: фирменный медный динамик Klipsch Reference — таким мы, чаще всего, динамик себе и представляем

Мы обязательно напишем отдельную и подробную статью об устройстве динамика и принципе его работы. Сейчас же акцентируем внимание на самой сути, простыми словами.

Электрический сигнал приходит в динамик и дает ему информацию, как ему «толкать воздух», он создает механические колебания и толкает воздух таким образом, чтобы в звуковых волнах мы услышали именно ту музыку, которая и была заложена в исходном электрическом сигнале.

Сам этот электрический сигнал берется из источника звука – проигрыватель винила, CD-плеер, кассетный плеер, медиа плеер, телевизор, плеер внутри смартфона (и все другое виды, какие только сможете придумать).

На фото: проигрыватель винила Pro-Ject Essential III — классический аналоговый источник, золотой стандарт Hi-Fi индустрии

Извлечение звука и его усиление

Но почему этот сигнал изначально «слаб» и его нужно усиливать? Здесь важна небольшая историческая справка.

Очень давно процесс извлечения звука и его воспроизведения был полностью механическим. Например, помните громоздкие патефоны с огромным рупором? Так вот, там механическая игла «скребет» канавки пластинки, а считанные колебания усиливаются с помощью раструба-рупора. Когда мы говорим в рупор, наш голос тоже становится громче по такому же принципу.

Патефон с рупором.jpg

На фото: патефон с рупором начала XX века

С развитием Hi-Fi индустрии в середине 20 века в такую чисто механическую схему приходит преобразование этих механических колебаний в электрический сигнал. Как раз в погоне за более высоким качеством воспроизведения звука. Первооткрывателем этого стандарта стала легендарная датская компания Ortofon, которая разработала звукосниматель (картридж проигрывателя винила) как раз для решения этой задачи.

Полученный с помощью этого картриджа электрический сигнал сам по себе не обладает достаточной мощностью, чтобы быть сразу преобразованным в звук динамиком. Вот тут-то и появляется задача для усиления этого сигнала.

На фото: Ortofon MC Windfeld Ti — звукосниматель считывает с пластинки механический сигнал и преобразовывает его в электрический

Причем, на нашем примере, чем громче мы хотим услышать звук, тем более мощный динамик нам нужен, а это значит, что еще более мощный сигнал должен приходить в этот динамик.

С цифровым сигналом ситуация слегка иная, но схожая. Для того чтобы цифровую музыку в виде электричества подать на динамики, ее сначала нужно преобразовать из цифры в аналог. Для этого используются цифро-аналоговые преобразователи (ЦАП), о них мы много и подробно поговорим в других статьях. Важно то, что и у них электрический сигнал на выходе точно также «слаб» для любого динамика и тоже требует усиления.

07 Современный CD-плеер класса High End.jpg

На фото: SYNTHESIS Roma 14DC+ — пример современного CD-проигрывателя класса High End

Усилитель – это устройство (цепочка устройств), которое позволяет исходному электрическому сигналу от источника обрести достаточную мощность, чтобы быть поданным на динамик акустической системы. И в результате получится громкий и четкий звук, которым мы с вами и будем наслаждаться.

08 Современный ламповый усилитель Hi-Fi класса.jpg

На фото: современный ламповый усилитель Hi-Fi класса TAGA Harmony

Надеемся, что на таких простых примерах нам удалось объяснить, зачем же нужен усилитель и какова его роль в звуке Hi-Fi-системы. Еще лучше вы сможете разобраться в вопросе, поняв внутреннее устройство усилителя, его самые важные параметры, принцип работы, а также, какие типы усилителей бывают и где используются. И об этом мы поговорим с вами в следующих статьях.

Как подобрать колонки и усилитель, если вы ничего в этом не понимаете

Добиться хорошего звука от стереосистемы не так-то просто. Многие не могут этого осуществить годами. Но сегодня мы не будем углубляться в аудиофильские дебри – я попытаюсь объяснить без лишних терминов, на языке домашней хозяйки, что именно вы должны знать о колонках и усилителях, чтобы купить правильную пару.

Итак, чтобы достичь хорошего звука вам нужно добиться синергии от усилителя и колонок. В интернете полно разных публикаций, наполненных сложными техническими терминами, которые обычный человек без подшивки учебников физики не разберет. Но на самом деле вам это всё не нужно. Достаточно будет понять значение всего трех относительно простых, но важных терминов, которые я постараюсь объяснить без сложных математических выкладок.

Импеданс

Вы найдете значения импеданса в характеристиках колонок и усилителей, но что на самом деле это значит? Говоря простыми словами, это мера электрического сопротивления ваших компонентов, измеряемое в омах.

Колонки (если это не особенные аудиофильские изыски) в основном имеют номиналы от 4 до 8 Ом. В усилителях обычно указывают определенный диапазон, например, от 4 до 10 Ом. Сравнив характеристики вашего усилителя и колонок, вы можете узнать, совместимы ли они. Эту информацию легко найти в спецификациях.

Обычно считается, что нормально подключать колонки с более высоким импедансом к усилителю, способному работать с более низким импедансом, но не следует подключать динамики с низким импедансом (скажем, 4 Ом) к усилителю у которого минимально допустимое сопротивление 10 Ом.

Согласованный импеданс обеспечит безопасное сопряжение колонок и усилителя, а также устранит большинство остальных сложностей. Кроме того, если вы обратите внимание, то обнаружите, что большинство современных колонок и усилителей уже совместимы по этому параметру, так как находятся в общем диапазоне 4-8 Ом.

Мощность

Как и у любого электрического устройства, мощность в аудиоаппаратуре измеряется в ваттах. Часто это приводит к заблуждению, что большая мощность означает большую выходную мощность, но это не всегда так.

Мощность, указанная в характеристиках колонок означает сколько мощности они могут выдержать. В усилителях же этот параметр означает сколько мощности он выдает. Раньше в лихие 90-е люди часто сочетали усилитель с низкой мощностью с динамиками с высокой, и все бегали абсолютно голые на этом успокаивались. Однако это точно не путь к лучшему звуку.

В характеристиках колонок вы можете встретить рекомендуемый диапазон мощности усилителя, например от 25 до 130 Вт. Но, как вы можете предположить, в данном случае усилителю с мощностью 25 Вт придется гораздо труднее, чем 130-ваттному. Как говорил Борис Бритва: «Тяжесть — это хорошо. Тяжесть — это надежно. Даже если не выстрелит, таким всегда можно дать по голове». С мощностью усилителя то же самое, главное – не перестараться.

У усилителей в технических характеристиках часто указывают номинальную мощность и пиковую (P.M.P.O.). Нам больше важна номинальная, поскольку именно она показывает насколько мощный усилитель в обычном режиме. Что-то типа 50 Вт при 8 Ом.

В общем, когда будете сравнивать параметры мощности колонок и усилителя убедитесь, что речь идет именно о номинальной мощности.

Чувствительность

Этот параметр относится только к колонкам. Он говорит нам как громко будет звучать колонка в децибелах на расстоянии 1 м, если мы подадим на нее 1 Вт мощности. Например, мы видим, что в характеристиках указана чувствительность 90 дБ. Таким образом, при мощности всего 1 Вт (намного меньше, чем может выдать любой усилитель), колонка будет производить уровень звукового давления 90 дБ с расстояния 1 метр.

Почему вы должны обращать на это внимание? Ну, это напрямую связано с тем, насколько громкими могут быть ваши колонки. При равном расстоянии и подаваемой мощности, колонки с более низкой чувствительностью будут звучать тише, чем колонки с высокой. Это не означает, что чем выше чувствительность, тем лучше, это просто означает, что колонки с более высокой чувствительностью достигнут более высокой громкости и потенциально избавят вас от необходимости трат на более мощный усилитель.

Хотите знать, почему усилители обеспечивают мощность более 1 Вт, если это все, что нужно для достижения 90 дБ с расстояния в один метр? Это связано с тем, что выходная мощность усилителя должна удвоиться, чтобы повысить уровень звукового давления динамика всего на 3 дБ.

Итак, в примере, приведенном выше, колонки потребуют 2 Вт на 93 дБ, 4 Вт на 96 дБ, 8 Вт на 99 дБ, 16 Вт на 102 дБ и т. д., до тех пор, пока ваши барабанные перепонки больше не смогут выносить этот жуткий ор.

Но если вы увеличите дистанцию до колонок, то громкость быстро упадет. Вы можете ожидать падения в 6 дБ каждый раз, когда удваиваете расстояние до колонок. Например, если вы сидите в 4 метрах от колонок, вы потеряете 18 дБ громкости, что, в свою очередь, потребует гораздо более мощного усилителя для возврата к желаемому уровню громкости. Очень важно, чтобы колонки имели достаточную чувствительность для вашего усилителя, чтобы он мог эффективно управлять ими.

Ну вот, теперь вы можете смело взглянуть на характеристики колонок и усилителя из вашего шорт-листа и просто подсчитать, предназначены ли они друг для друга. Хотя. постойте.

Никогда не стоит недооценивать предсказуемость тупизны

Если тупо подгонять соответствие этих трех значений из технических характеристик, то далеко вы не уйдете. Вам нужно понимать для какой цели вы строите систему и как вы её будете использовать. Купить максимально мощный усилитель (или максимально чувствительные колонки) не есть правильный выбор.

Конечно, если вам просто нужно не давать заснуть соседу, то сойдет и так, но при этом вам нужно не взорвать колонки и не спалить усилитель. Есть несколько способов достижения этих нежелательных результатов, но наиболее распространенных сценариев два.

Более опасный

Вы подключите новенькие колонки к усилителю, с номинальной мощностью, значительно превышающей возможности ваших колонок. В этом случае обычно происходит следующее: поскольку динамики не могут рассеивать тепловую энергию, исходящую от выхода усилителя, они сжигают к чертям свою звуковую катушку в динамике вместе с подвесом. Это полностью разрушает динамик, что далеко не идеально в плане построение хорошо звучащей системы. И вот вы снова оказываетесь отброшенным на полпути назад, к вопросу выбора новых, более подходящих колонок.

Менее опасный, но более драматичный

Вы подключите ваши новенькие колонки к усилителю, который слишком слаб для них. Если ваш усилитель не выдает достаточной мощности, чтобы достичь минимального рекомендованного значения мощности колонок, вы будете вращать ручку громкости, чтобы получить приемлемый уровень громкости (который, скорее всего, не достижим). Это может (но не обязательно) привести к перегреву усилителя, он начнет перегорать и посылать обрывки сигнала на ваши динамики, генерируя ужасные искажения и высокочастотную энергию, которые в итоге могут повредить как ваши колонки, так и сам усилитель. И в этом случае вы будете отброшены к самому началу, туда, где снова придется откладывать деньги на новое стерео.

Звучит страшно, но на самом деле избежать этого всего очень просто – достаточно внимательно отнестись к трем важным параметрам. Пройдясь по аудиофильским магазинам вы определенно сможете сами подобрать подходящую по параметрам пару. Но, как это бывает на каждом аудиофильском углу, этого опять будет недостаточно для того, чтобы получить идеальный звук.

Проблема в том, что все компоненты звучат по разному. И все их комбинации тоже. Даже если вы подберете две разных пары усилитель-колонки с идеально совпадающими техническими характеристиками, то звучать они будут совершенно непохоже. Поменяете в этих двух парах компоненты местами и получите еще два варианта звука.

Если вам всё это совершенно чуждо, но вы все равно хотите слушать ваши любимые песенки в максимально высоком качестве, то вы можете посмотреть на хорошие системы «все в одном», которые сейчас производят многие аудиофильские компании.

Посмотрите, к примеру, в сторону систем от Naim, Ruark, McIntosh. Они недешевы и стоят как хорошая блочная система, но в их корпусах уже идеально согласованные компоненты, выдающие звук Hi-Fi качества, который не всегда можно получить купив раздельные компоненты, особенно, если делать это наобум.

Аудиофильская действительность многогранна и безгранична, как расцветки котов или космос. Поэтому вам придется запастись терпением и понять – какой именно звук вы хотите слушать каждый день. Запаситесь любимыми дисками (файлами) и отправляйтесь слушать всё, до чего можете дотянуться. Чем больше вы получите такого опыта, тем выше будет вероятность собрать систему мечты с первого раза.

P.S. Вероятность собрать систему мечты с первого раза совершенно точно равна нулю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *